Согласно приказу ДИПКПК от 30 июня 2008г. № 190 «Об утверждении новой структуры и штатного расписания (прил. №3)» кафедра называется «Кафедра родных языков и литератур».
Минатулаева М. М-Ш. – и.о. заведующего кафедрой, к.ф.н., ст. преподаватель кумыкского языка и литературы. E-mail:m_minatulaeva@mail.ru;
Багомедов М.Р. – к.ф.н., доцент, преподаватель даргинского языка и литературы.
E-mail: b_musa@mail.ru;
Чалаева П.Ш. – к.ф.н., ст. преподаватель лакского языка и литературы;
Юсупова Р. М. – к.ф.н., ст. преподаватель аварского языка и литературы.
E-mail: rayhanat227@mail.ru;
Омарова Л.Р. – доцент кафедры;
Таймурова Н.М. – ст. преподаватель лезгинского языка и литературы.
E-mail: nagima227@mail.ru;
Адукова З.А. – методист;
Чабталова Р.Г. – лаборант;
Сафаралиев Н.Э.
E-mail: safaraliev227@mail.ru, Милиева М.И., Гусейнова Р.Н. – почасовики.
Контактная информация:
E-mail: allutanim@mail.ru
Кафедра родных языков и литератур ДИПКПК является подразделением института, который занимается повышением квалификации учителей родных языков
и литератур школ республики, изучением состояния преподавания предмета и качества знаний учащихся, изучением, обобщением и распространением
передового положительного опыта лучших учителей, проведением олимпиад и аттестацией учителей.
Кафедра в последние годы работает по новым, усовершенствованным программам, которые учитывают вариативность содержания образования для разных категорий учителей: учителя старших классов сельских школ, учителя 1-11 классов городских школ, смешанные группы.
Такой подход к работе позволяет в максимальной степени повысить эффективность проводимых мероприятий, усилить их практическую направленность и учитывать потребности всех слушателей, т.е. специфику отдельных регионов (город, село, посёлок и т.д.) в отношении языковой ситуации в них (функционирование родного языка, уровень владения учащимся языком, будущее родного языка и т.п.).
В новом учебном году кафедра планирует работу по теме «Использование современных педагогических технологий для повышения эффективности обучения родному языку и литературе в школе», которая предусматривает повышение уровня профессиональной подготовки учителей родного языка и литературы школ республики на основе усвоения ими новых образовательных технологий, опыта творчески работающих учителей, новинок в научно-теоретической и методической литературе.
Как было отмечено выше, кафедра работает по трем учебно-тематическим планам, которые состоят из модулей: общие вопросы языка и литературы, теория и методика родного языка, теория и методика родной литературы. Курс, рассчитанный на 72 часа, освещает проблемы изучения языковых единиц разных уровней в школьной практике, направлен на изучение художественного произведения как органического целого, на образовательно-педагогические технологии языка и литературы.
Преподаватели кафедры стараются постоянно совершенствовать содержание обучения, выбирая эффективные формы и методы в зависимости от контингента и уровня подготовленности слушателей, используя для этого новые технологии обучения, опыт работы других регионов. На занятиях чаще стали применять практикумы, спецкурсы, конференции, обмен опытом, к/с, анкетирование, тестирование и т.д.
Блочные формы подачи материала способствовали повышению качества содержания курсов, совершенствованию методики преподавания предметов. Использование новых педагогических технологий, насколько это возможно применительно к родным языкам, разные формы нестандартных уроков (занимательные игры по фонетике, лексике, тематические кроссворды, ребусы, уроки - викторины, уроки-зачеты, использование тестов и др.), которые вообще не применялись учителями родных языков до последнего времени, - все это стимулирует совершенствование содержания повышения квалификации. Лекции, практические занятия составляются каждым методистом с учетом специфики своего языка.
Упущения, недочеты прошедших курсов учитываются на последующих. На открытии курсов при обсуждении учебно-тематического плана по желанию слушателей могут быть внесены некоторые коррективы. То, что нужно и обязательно для одной категории, региона, может не представлять особого интереса для другой категории, которая отличается по уровню своей подготовки.
При планировании и реализации планов ПК кабинет полностью опирается на базисный учебный план и образовательные стандарты. В свете требований к современному уроку преподаватели кафедры разрабатывают и внедряют в работу новые лекции, обновляют материалы практических занятий. Кроме того, каждый методист с учетом специфики своего языка вносит свои коррективы.
Одной из главных проблем в преподавании родных языков в школах республики является отсутствие и низкий уровень существующей учебно-материальной базы по родным языкам. Кафедра в своей работе старается в определенной степени восполнить этот пробел. В этом плане всевозможные методические рекомендации, разработки, письма преподавателей, преподносимые на курсах в виде разных занятий являются определенным положительным вкладом в курсовую подготовку.
Теоретическую и методологическую основу учебных планов составляют новинки научно-методической литературы по родным языкам и литературам, русскому языку, иностранным языкам (на русском языке), монографии последних лет, вузовские сборники, диссертации, на которые каждый год кабинет дает пять-шесть внешних отзывов.
Традиционно используется в учебном процессе ППО учителей республики. Опыты лучших учителей в виде буклетов, статей, бюллетеней оформлены в кабинете, имеется методический стенд, материалами которого всегда могут пользоваться слушатели, учителя.
Проведение открытых уроков в школах во время курсов с последующим их анализом, лабораторные занятия (проведение фрагментов уроков, их моделирование) со слушателями стали составляющей частью всех КПК.
Основными направлениями научной работы кафедры являются:
- составление методических писем, рекомендаций, учебных пособий по наиболее актуальным вопросам преподавания родных языков и литератур;
- изучение, обобщение и пропаганда положительного педагогического опыта;
- изучение состояния преподавания предмета и качества знаний, учащихся в школах РД;
- оказание помощи в организации и проведении школьных, районных и республиканских олимпиад по родным языкам и литературам;
- организация и проведение семинаров, НПК, участие в конкурсах, научных сессиях;
- рецензирование учебно-методических пособий, диссертаций;
- публикации в периодической печати, в научных журналах;
- обсуждение и анализ новых программ и учебников на КПК, их апробирование;
- работа над диссертациями.
Организация и участие в научно-практических конференциях, семинарах прочно вошли в систему работы кафедры. Традиционнным стало проведение НПК «Языки народов Дагестана: проблемы преподавания и перспективы функционирования», где принимают участие учителя из разных районов, поселков, городов. Кафедра приняла участие в республиканской научной конференции - «Национальные языки Дагестана: проблемы и перспективы функционирования» (ИЯЛИ, 2009г. - февраль); во Всероссийской научно-практической конференции «Язык и школа» (г. Грозный, 2009г. – сентябрь).
Ежегодно кафедра родных языков и литератур принимает участие в организации и проведении Республиканского этапа конкурса «Лучший учитель родного языка »: проводит необходимую подготовительную работу, консультации, оказывает методическую помощь участникам конкурса.
Научные издания сотрудников кафедры:
Изучение синтаксиса родного языка в старших
классах.Из
опыта работы учительницы родного языка и литературы Новопоселковой
СОШ Сулейман Стальского района Султанахмедовой Зурият Саидовны. Ст.
преподаватель кафедры
Н.М.
Таймурова.