Состав кафедры:
Борзова Зоя Васильевна - заведующая кафедрой, доцент, к.б.н.
Эфендиев Загир Бекирович - доцент, к.х.н.
Манатова Маржанат Алиевна - старший преподаватель
Фейзиев Фейзула Мусаевич - старший преподаватель
Джаруллаев Джарулла Гамидуллаевич - 0,5 ставки доцент к.п.н.
Сайпуева Эльвира Бекбулатовна - 0, 5 ставки, доцент к.б.н.
Гайдарова Марьям Гайдаровна - методист кафедры
Кутуева Гульжанат Ибрагимовна - лаборант кафедры
Кафедра основана в 1993 году и первым заведующим стала Борзова З.В., которая затем трижды избиралась на эту должность по конкурсу. С декабря 2006 кафедрой заведовал Абдулгамидов Чанакан Абдулгамидович, безвременно ушедший из жизни в апреле 2009 года.
В разные годы на кафедре работали: Пашаев К.И., который защитил кандидатскую диссертацию и теперь заведует кафедрой истории и обществознания в нашем институте, и Вагабова Ф.А., которая с 1997 года по 2008 преподавала экологию. Фазина Аскералиевна закончила докторантуру и перешла старшим научным сотрудником в Академию наук РД. Немало лет на кафедре проработал Дагаев A.M., освоивший параллельно книжный бизнес, в который и ушёл совсем в 2009г. Начиная также учителем, а с 1985г. заведовал кабинетом биологии, внедрял в практику обучения новые линии учебников, мог порекомендовать методическую литературу по любому предмету.
Борзова З.В. пришла в институт в 1991 года и параллельно работала учителем биологии в СШ № 18 г. Махачкалы, а затем методистом в горметодкабинете. Это дало возможность узнать, что собой представляет современная школа и труд учителя, помогло определить, что необходимо предъявить учителю в качестве методической помощи.
Основное направление работы кафедры - обновление теоретических и практических знаний учителей по актуальным вопросам преподавания биологии и химии.
Для выполнения этих задач формируются учебные планы, основу которых составляют вопросы модернизации Российского образования, требований Государственного образовательного стандарта I - го и теперь уже II-го поколения, достижения биологической и химической науки. Особое внимание уделяем формированию у учителей надпредметных компетенций: познавательных, информационных, валео и экологических. В рамках этой работы в помощь учителю преподаватели кафедры разрабатывают методические рекомендации для проведения современных уроков биологии и химии. Так, издательство «Дрофа» выпустило в 2007 году сборник «Современный урок биологии», куда включены разработки уроков, предложенные З.В. Борзовой и A.M. Дагаевым. В 2005 году вышло методическое пособие, «Дидактические материалы по биологии» в издательстве «Творческий центр» г. Москва тех же авторов.
Абдулгамидов Ч.А. и Дагаев A.M. в том же издательстве «Дрофа» выпустили «Тестовые задания» по курсу «Человек, его здоровье». Научная работа кафедры в 90-х годах была связана с внедрением и апробацией новых линий учебников, подготовкой рекомендаций по их использованию, т.к. шёл переход на новые концентрические программы, что вызывало определённые затруднения у учителей.
В настоящее время сотрудниками кафедры разработаны курсы: «Экология животных», «Растения природных зон Дагестана», «Мир вокруг нас», «Химия и медицина», программы для 7,8,9,10,11 классов агробиологического профиля, готовятся к выпуску «Беспозвоночные
Дагестана» (Борзова З.В.) «Экология насекомых» (Сайпуева Э.Б.). Все истекшие годы кафедра работала для учителя, выявляя проблемные зоны преподавания предметов естественного цикла в школе и оказывала методическую помощь через вышеупомянутые дидактические материалы, консультации, семинары, проблемные курсы.
Особой популярностью среди слушателей стал пользоваться предмет «валеология», который был введён в учебные планы в 2000году. Слушателей интересуют как вопросы сохранения собственного здоровья, так и внедрение здоровьесберегающих технологий в школу. Любознательность наших слушателей в полном объёме удовлетворяет старший преподаватель кафедры - Фейзиев Ф.М. Он часто приглашается для проведения проблемных семинаров, участвует в научно-практических конференциях, даёт рекомендации по организации валеологической службы в школе.
Модуль I включает темы: «Модернизация Российского образования», «Государственный образовательный стандарт, требования к подготовке выпускников», «ЕГЭ, его роль в повышении качества знаний учащихся», «Формирование надпредметных умений и навыков учащихся», «Современные педагогические технологии». Второй модуль в обобщённом виде предъявляет основной материал учебника 10-11 класса и показывает разные формы организации учебных занятий: семинар, деловая игра, проектная деятельность и.др.
Модуль «Практическая направленность преподавания биологии» раскрывает организацию практических и лабораторных работ, использование учебно-опытного участка, организацию экскурсий, внеклассной работы, и.т.п.
В дополнение к трём биологическим модулям слушателям предлагаем также: «Информационные технологии в преподавании биологии», «Экология в системе естественно-научного образования», «Валеологический аспект в преподавании биологии».
Выбор за слушателями, которые могут отдать предпочтение любому набору модулей. По каждому модулю проводится текущий контроль, и даётся возможность самостоятельно поработать над рефератом, конспектом урока или внеклассным мероприятием. Каждый вид работы оценивается баллами и по окончанию курсов выводится средний, который заносится в удостоверение об окончании курсов. Учителям химии также предлагаются 3 модуля плюс модули по «ИКТ», «экологии», «валеологии». Модуль I «Современные подходы к обучению химии в школе включает: «Современные технологии в процессе преподавания химии»; «Методики решения задач для подготовки учащихся к ЕГЭ и олимпиадам»
Второй модуль: «Теория и методика преподавания школьного курса химии» обращает внимание слушателей на сложные вопросы химии: окислительно-восстановительные реакции», теорию строения химических соединений и др. В 3-ем модуле: «Химический практикум» учитель обновляет знания и закрепляет навыки по проведению лабораторных работ»
И для учителей биологии и учителей химии организуется посещение уроков лучших преподавателей города, на которых можно оценить не только посещаемого, но и самого себя, т.к. со стороны видны не только чужие достоинства, но и собственные недостатки.
В межкурсовой период преподаватели кафедры естественного образования готовят задания для регионального этапа предметных олимпиад, участвуют в подготовке тестов для аттестации учителей на ВКК и школьников, готовят школьников к участию в зональных олимпиадах.
Начиная с 1999 года, на кафедре проходит Республиканская научно-практическая конференция «Шаг в будущее» по 4 предметам - биология, химия, экология, валеология в которой принимают участие в качестве председателей и членов жюри все сотрудники кафедры. При рецензировании работ важно не ошибиться и допустить к конференции самых достойных участников. Внимательное отношение к работам, чуткость к детям не спровоцировало ни одного негативного явления при подведении итогов конференции.
Участвуют сотрудники в научных конференциях института, республики, России. Борзова З.В. в 2006 - 2009г. приняла участие во всероссийской НПК «Инновационные процессы в сельской школе» в г. Изборске Псковской области; во II-ои межрегиональной конференции «Использование информационных технологий в школе» в г.Волгограде, I-ои международной НПК «Модернизация системы непрерывного образования» в г. Махачкале; международной НПК «Теоретические и практические основы профильного - самоопределения учащихся» в г.Кемерово. Фейзиев Ф.М. выступил с докладами на З-х республиканских конференциях, посвященных охране здоровья детей. Сайпуева Э.Б. - на Всероссийской конференции «Экология, наука, образование, воспитание» и 2-х республиканских конференциях.
Ежегодно преподаватели кафедры выявляют, изучают и публикуют в СМИ опыт лучших учителей биологии, химии, информируют учительское сообщество о достижениях коллег, получивших «президентские» гранты.
Подводя итоги более чем 15 летней работы кафедры можно отметить, следующие результаты:
- Повысили квалификацию более 7000 тысяч человек;
- Изучен и распространён опыт 60 лучших учителей;
- Опубликовано более 100 научных статей, методических рекомендаций, элективных курсов.
- Проведено 11 научно-практических конференций «Шаг в будущее» с предварительным рецензированием работ.
- Разработаны задания для 15 муниципальных олимпиад 2-х «Шаг в будущее».
Рекомендации учителю биологии и химии.