Н.В.
Терехова - зав. кафедрой – к.ф.н., доцент ДГУ ;
К.П. Дыдымова - методист, ст. преподаватель.
E-mail: kabirat_60@mail.ru;
М.А.
Расулов - к.п.н., доцент ДИПКПК.
E-mail: rasulov223@mail.ru;
К.К. Джафарова - к.ф.н., доцент ДГУ;
М.С. Сулейманова - к.ф.н., доцент
ДГПУ;
З.М. Рабаданова - ст. преподаватель.
E-mail: rabadanova_zagra@mail.ru.
Контактная информация:
E-mail:rusyaz223@mail.ru; Skype: nelli_ter5
Кафедра методики преподавания
русского языка и литературы была создана
в 1984 г .,
учреждение носило название – Дагестанский
институт усовершенствования учителей до
1988 г .
Работники кафедры выполняли следующую методическую работу: изучали состояние
преподавания русского языка и литературы; изучали
ППО учителей; составляли методические письма; организовывали педагогические чтения, выезжая бригадами в
города и районы РД.
За кафедрой сохранялись права: аттестация учителей; проведение республиканских олимпиад.
В 1976 году были организованы первые
республиканские олимпиады доцентом кафедры методики преподавания русского
языка и литературы института
усовершенствования учителей М.А.
Расуловым, который возглавлял кафедру с 1989- 2006 гг., и доцентом Даггосуниверситета Сивриди Г.Н. По
дагестанской и русской литературам инициатором, организатором и составителем
положения о республиканской олимпиаде является – Расулов М.А.
С 1988-1989 уч. г. институт усовершенствования учителей был преобразован
в институт повышения квалификации педагогических кадров (ДИПКПК). С 1989 г . введена кафедральная
система, предполагающая наличие учебной нагрузки и состав ученых при кафедре. Несмотря
на свой научный потенциал, осталось в силе участие учителей-практиков, учителей-методистов, учителей
высшей категории в курсовой подготовке. Ежегодные научные сессии были отражены
в опубликованных тезисах докладов и выступлений сотрудников.
По кафедре проведены НПК
(«Предпрофильная подготовка и профильное обучение по русскому языку и
литературе: проблемы, поиски, перспективы развития», 2007 г .; «Проблемы изучения
и преподавания русского языка как неродного», 2008 г .).
Ежегодно в ходе проведения курсов повышения
квалификации кафедра охватывает около 800
слушателей, география которых самая разнообразная.
В 2008 учебном году начался эксперимент по внедрению и апробации УМК издательства «Дрофа» по русскому языку под
ред. Быстровой Е.А., начиная с 5 класса, который продолжается
по сей день, включая УМК по литературе М.В. Черкезовой, в 6 классе. Безвозмездно кафедрой были подарены
УМК (10-11 кл. под ред. М.В. Черкезовой «Литература», под ред. Е.А. Кудрявцевой
«Русский язык») СОШ п. Белиджи Дербентского района.
Учителям, претендующим на высшую категорию,
оказывается помощь в написании
научно-исследовательских работ. В составлении заданий для муниципального тура Всероссийской олимпиады по русскому
языку и литературе вся кафедра приняла
участие.
Основное научно-методическое
направление кафедры – организация
предпрофильной подготовки и профильного обучения в старших классах ОУ; методика
подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе; дальнейшая апробация
эксперимента УМК по предмету « Русский язык» под редакцией Е.А. Быстровой и др.
и «Литература» под ред. М.В.
Черкезовой; разработка элективных
курсов и учебно-методических пособий.
Кафедра
обозначила конкретные задачи на учебный год:
1. Направленность курсовой подготовки
учителей РД на осуществление
предпрофильной подготовки в 9 классе и профильного обучения в 10-11 классах.
2. Проведение республиканской
НПК «Проблемы русского языка в полиэтническом
регионе. Актуальные вопросы в подготовке к ЕГЭ» на базе экспериментальной
площадки (Карабудахкентская гимназия).
3. Оказание методической и
практической помощи учителям русского языка и литературы в проведении ЕГЭ.
4. Создание элективных курсов и
учебно-методических пособий.
5. Каждый год проводится конкурс «Учитель года» в
номинации «русский язык» и «литература»,
проверяются, оцениваются конкурсные работы,
выявляются победители и призеры ежегодного конкурса молодых исследователей
«Шаг в будущее». В несколько этапов (туров) проводится олимпиада среди
школьников, начиная с 7 по 11 классы: 1
тур – школьный, 2 тур – муниципальный, 3 тур – региональный.
6.
С выходом в свет журнала «Модернизация образования» ДИПКПК опубликованы материалы из обобщенного
опыта творчески работающих учителей, методические письма и разработки по
востребованным проблемам методики преподавания русского языка и литературы в
школе («На пути к компьютерным технологиям» Рабаданова З.М., «Переход к информационно-коммуникативным
технологиям в процессе организации учебно-воспитательного процесса»,
«Взаимосвязанное изучение литератур» Расулов М.А., «Русский язык и этнические стереотипы:
проблемы соотношения» (Ростов-на-Дону), «Национальный характер как отражение
этнокультуры» (Элиста) Терехова Н.В.), а
также статьи и доклады по материалам ежегодных научных сессий («Использование
информационно-коммуникативных технологий в процессе изучения литературы»
Расулов М.А.).
Составлены элективные
курсы и распространены среди учителей-словесников:
1. Расулов М.А. Русская поэзия конца
ХХ – начала ХХ1 века. – Махачкала, 2009.
С. 54.
2. Терехова Н.В. Развиваем дар речи.
– Махачкала, 2009. С. 62.
Основными приоритетами
работы кафедры на 2009 – 2010 учебный год являются:
-
освоение учителями нового содержания учебных планов, программ, учебников, УМК через курсовую подготовку;
-
повышение уровня профессиональной подготовки учителей русского языка и
литературы школ республики на основе усвоения ими новых образовательных
технологий, опыта новаторов и творчески
работающих учителей, новинок, новаций в научно-теоретической и методической
литературе;
- подготовка
содержательной части 2 и 3 туров Республиканских олимпиад по русскому языку и
литературе.